Логин:
  
Пароль:
   
 
 

Коллекционирование карт

Коллекционирование картТрудно даже представить, какое смятение, какой хаос царили в умах людей в те времена, когда карт - географических! - вообще не было. На карте ведь видишь модель мира, а с ней намного уютнее, чем без нее. Старинные карты - еще и предмет искусства, к которому настоящие ценители относятся с большим трепетом.

Некоторым начинающим коллекционерам всюду мерещатся подделки: они не могут поверить, что вещь, изготовленная 300 лет назад, может стоить сегодня 100 долларов. И напрасно. Презирать "слишком дешевые" экземпляры в данном случае неправильно. Это вам не бриллианты.

Чтобы коллекционировать карты, необязательно быть баснословно богатым. Декоративную карту мира XV века с изображением двух полушарий можно приобрести всего за несколько сотен долларов. XVII век может стоить еще дешевле. Только очень редкие экземпляры влетят "в копеечку", а вернее – в десятки, а то и сотни тысяч долларов. В прайс-листах солидных аукционов Christie's, Sotheby's, Bonhams чаще всего мелькают цифры порядка 1000-5000 долларов.

Известный лондонский дилер Яша Березинер, один из основателей Международного общества коллекционеров карт и владелец антикварного магазина InterCol, предлагает своим клиентам широчайший выбор – от изображений какого-нибудь английского графства, выполненных в XVII веке с предельным изяществом, до грошовых открыток с фрагментами старинных атласов.

Нарисованные от руки совсем уж древние карты - явление крайне редкое. Им место скорее в музее, а не на рынке. Изобретение печатного станка принесло картографам немалое облегчение. В XV веке появляются печатные карты, пока еще грубого тиснения. Некоторые из них скупостью исполнения напоминают чертежи. Вначале оттиски делались с деревянных печатных форм, и изображения получались немного топорными. Однако некоторые коллекционеры предпочитают их всем остальным - за "дух старины". В 1570 году появились металлические формы, позволявшие тиражировать произведения более тонкого рисунка.

Самые старые карты - черно-белые. С цветом у первых издателей были большие сложности: труднее всего было совместить разные цвета, чтобы они не "наплывали" один на другой. Поэтому многие черно-белые карты раскрашивались вручную. Отдельные умельцы и сейчас этим промышляют. Иногда даже специалисту бывает трудно определить, насколько давно была раскрашена карта. В "свежей" раскраске нет никакого криминала.

Работа некоторых современных колористов ценится едва ли не выше, чем оригинальный старинный рисунок. А вот цветная печать времен становления типографского дела может разочаровать любителя: обычно она грубая, цвета либо слишком блеклые, либо, наоборот, неестественно яркие.

"Золотой век картографии" (XVI-XVIII века) почти совпадает с эпохой великих географических открытий. И там, и там особое дерзновение проявили любознательные голландцы. Картографы шли по пятам за мореплавателями и путешественниками - к берегам Америки, Австралии и Новой Зеландии, к истокам Нила. Их имена говорят специалистам не меньше, чем имена Колумба, Кука или Ливингстона. Прославленные издательские дома - семейства Блау, Янссон, Де Вит, Висхер - постепенно освоили печатные хитрости и выпускали настоящие картографические шедевры.

Эти карты радуют глаз, рассматривать их - все равно что читать приключенческий роман. На полях обычно множество украшений: орнаменты, корабли, морские гады, монстры, жанровые сценки, картуши. Часто встречаются гербы и прочая символика. Кроме чисто декоративного, изысканная отделка имела и назидательный смысл - державно-патриотический. Изображая территории новоприобретенных колоний, картографы стремились показать, кто здесь хозяин.

Большинство старинных карт, входящих в атласы и книги, выжили благодаря "крыше": переплет защищал от старения и порчи, а кроме того, такие экземпляры хранили более аккуратно, в библиотеке.

Карты-"одиночки" обычно служили утилитарным целям. Их раскрашивали, покрывали лаком, к холсту прибивали деревянные рейки и вывешивали карту на всеобщее обозрение. Со временем от сырости и солнечного света лак трескался и карта приходила в негодность. Кроме того, ее надо было постоянно обновлять в соответствии с новейшими открытиями. Поэтому хозяева гораздо меньше дорожили холстами, чем атласами: истрепанная и "морально устаревшая" карта отправлялась на помойку.

Позднее появилась практика скатывать холсты в трубочку; в XIX веке стало модно хранить их в картонных футлярах. Теперь уже они портились оттого, что их постоянно разворачивали и сворачивали, вынимали и убирали обратно. К сожалению, многие знаменитые карты издавались именно отдельными листами. И были навсегда потеряны для потомков. Из тиража первого печатного изображения Америки работы Джованни Контарини 1506 года выжил лишь один потрепанный экземпляр, который хранится в Британской библиотеке в Лондоне.

Первая настенная карта мира известного мастера Мартина Вальдзеемюллера 1507 года была выпущена тиражом 1000 экземпляров, но сохранился лишь один. Знаменитая настенная карта мира Джеральда Меркатора 1569 года выпуска с именем мастера в углу существует в трех экземплярах.

Даже самые знаменитые мастера-картографы весьма вольно обращались с пространством, подчиняя его своему воображению. В те времена выражение "белые пятна" имело буквальный смысл. Самые честные художники оставляли на своих изображениях эти самые пятна, не смея домысливать неизвестное. Но это - самые честные. Чаще всего - к великой радости современных собирателей - картографы заполняли лакуны по своему разумению. Скажем, проводили границы только что открытого материка, повинуясь прихотям своей фантазии. Карты трех-четырехсотлетней давности изобилуют ошибками, курьезами и нелепостями.

Калифорнию сплошь и рядом изображали островом, Корею - тоже; очертания Америки, Австралии и даже Европы варьировались как Бог на душу положит. Есть темы, трогательно повторяющиеся в работах разных авторов на протяжении многих столетий. Например, древнее изображение мира как трилистника клевера (Европа, Азия и Африка) с центром в Иерусалиме или изображение Азии в виде Пегаса, а Европы - в виде царицы. Естественные контуры страны или материка давали пищу невероятным фантазиям: Бельгию, например, рисовали в виде льва, стоящего на задних лапах.

Часто в нарушение всех законов перспективы художники старались восполнить то, что не удавалось разглядеть естественным способом, - отсюда забавные искажения, позволявшие увидеть, что находится по ту сторону горы, на том берегу реки или моря. Сказки и легенды с простодушной доверчивостью вплетаются в "научные" планы местности. Чужие земли населяют исключительно фантастические животные и мифологические персонажи. Пусть и вранье, зато какая точность деталей. Неправильное расположение городов, стран и целых материков, неверные очертания, произвольно проведенные границы, не туда текущие реки - все эти несообразности коллекционеры обожают и без устали гоняются за ними.

Мифологические представления о потерянном острове заставляли картографов заполнять Атлантический океан несуществующими землями. Легендарная Атлантида появлялась на картах вплоть до XVIII века и была весьма мобильна: когда исследователи доказывали, что в таком-то месте ее не может быть, картографы просто передвигали материк немного к югу или западу. Французский географ Гийом Сансон считал, что Америка - это и есть Атлантида. В 1669 году была опубликована карта Северной и Южной Америки, названная "Остров Атлантида".

В 1507-м Вальдзеемюллер напечатал первую карту, где Новый Свет называется Америкой в честь Америго Веспуччи. В 1513 году мастер узнал о первооткрывательской роли Колумба, раскаялся, но было поздно: слово уже вошло в обиход. В списке географических курьезов помимо Атлантиды имеются и Эльдорадо, и несуществующие острова Бразилия и Фрисланд, и Утопия.

Большой интерес представляют карты, лишенные "европоцентризма". Например, японские. Два полушария Земли на них изображены совсем не в том ракурсе, который мы привыкли видеть: Япония, как несложно догадаться, располагается в самом центре. Стремясь изолировать страну от иноземных влияний, император запрещал наносить на карту результаты новейших открытий. Поэтому японская карта XIX века просто копировалась с образцов XVI-XVII веков.

Многие ошибки на картах произошли по воле сильных мира сего. В 1570 году знаменитый фламандский картограф Абрахам Ортелиус преподнес экземпляр своего атласа "Theatrum Orbis Terrarum" испанскому королю Филиппу II. Атлас попался на глаза кардиналу Эспинозе, который нашел в нем карту Испании, но не обнаружил на ней своего родного городка Мартимуньоса. Через некоторое время Ортелиус получил от Эспинозы послание. Кардинал сообщил, что был сильно расстроен, и внес предложение-приказ: стереть на карте название другого городка, Палакуэлоса, вместо него подписать "Мартимуньос" и впредь печатать карту Испании в таком виде.

В марте 1999 года на торгах в Sotheby's были проданы два атласа Ортелиуса. "Theatrum" 1575 года с 70 картами был продан за 18 000 фунтов стерлингов, экземпляр 1595 года с 147 картами - за 31 000 фунтов.

Цена старинной карты зависит от многих обстоятельств. Во-первых, важно, что именно на ней изображено. Карты мира - обычно наиболее красочная часть атласа, они пользуются особенной любовью коллекционеров. У Америки – чисто количественное преимущество. Соединенные Штаты - важнейший рынок, поэтому спрос на американские карты больше и стоят они дороже, чем карты с изображением стран Европы, Африки и Азии. Например, Sotheby's в марте 1999 года продал пару редких карт 1593 года под названием "Святая Земля" (изображение Палестины, украшенное видами Иерусалима) за абсолютно символическую для этих редчайших образцов цену - 2600 фунтов.

Возраст, раритетность, качество печати, сохранность рисунка и бумаги,историческая ценность (например, первое изображение такой-то местности) - на цену карты влияет множество факторов. Есть небрежные бесцветные наброски без особых излишеств, а бывают целые живописные полотна. Поскольку речь идет о предметах искусства, стоимость экземпляра зависит от количества и качества орнаментов, виньеток и морских чудищ.



 
Другие публикации рубрики:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.